Если вам интересно знать, как проходит консультация у психолога, предлагаю прочитать данную мою статью. Наблюдение – этомощный инструмент психолога в работе, и оно включено всегда. Я выясняю, с чем пришел человек, то есть какой у него запрос на консультацию. С момента обращения за помощью и озвучивания своего запроса на приеме, клиент и психолог становятся партнерами друг другу, так как теперь у них есть общая цель, и об этом я говорю клиенту открыто. Это делается для того, чтобы у вас не сложилось иллюзорного представления, что проблему, с которой вы пришли, решает не консультант, а вы сами, но только при помощи специально организованного общения.
Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента (Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. С.13). Учитывая, что все договоренности заключаются на берегу, на этом этапе я также могу озвучить правила ведения беседы и общения в целом, например правило "Стоп", когда я могу прервать ваш монолог и задать уточняющий вопрос, и это не будет восприниматься как неуважительное прерывание рассказа.
После прояснения запроса следует этап исповеди клиента. На этой стадии, не смотря на то, что в большем количестве времени говорит клиент, я, как психолог консультант, внимательно слушаю. Отслеживаю изменения в своем состоянии, и фиксирую их для себя. Эти "отловленные" ощущения будут являться базой в дальнейшей работе, когда вам задам уже уточняющие вопросы, и выясню именно его ощущения.
Далее, для того, чтобы точно определить вашу проблему, я задаю дополнительные вопросы, и выводим умозаключение по запросу – интерпретируем её. Этот этап называется совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом. Проблема должна озвучиваться конкретными понятиями, а не расплывчатыми определениями. Когда мы точно знаем, в чем проблема, тогда нам становится ясным, что сделать, чтобы было по-другому – так, как мы хотим. Это как определить точку А и Б. Клиент всегда приходит в положении А, как исходной точке, и совместная задача – это определить точку Б.
Обнаружив и определив точно проблему, переходим к этапу формирования новой модели поведения, отвечаем на вопрос "Как?" придти из точки А в точку Б. Вы определяете самостоятельно способы и озвучивает, со своей стороны я могу дать развернутый комментарий по выбору вариантов пути, что если себя вести таким образом, то может быть вот это, а если иным образом, то может быть вот так. Окончательный выбор модели поведенияоднозначно остается за клиентом со всей ответственностью за этот выбор.
После совместного обсуждения деталей проблемы и определения модели поведения, к завершению сеанса по времени, я спрашиваю у вас, насколько вы удовлетворены ходом консультации и получили ли вы то, что хотели – этот этап называется "обратная связь". Стараемся оставить на этот этап достаточное количество времени, чтобы консультация не получилась к концу сеанса сжатой и скомканной. Если у вас есть вопросы, то на самые приоритетные даю разъяснения по ним, а по остальным вопросам и возникшим идеям предлагаю встретиться и обсудить в следующий раз.